Исследовательская работа «Нравственные проблемы на страницах произведений Антона Павловича Чехова»

Региональный конкурс исследовательских работ учащихся по творчеству

150 – летию со дня рождения посвящается

Нравственные проблемы на страницах произведений Антона Павловича Чехова

учитель русского языка и литературы средней школы № 1 округа Муром Владимирской области

Адрес организации: 602252. г. Муром, Владимирская обл.,

ул. Московская, д. 126, телефон 4 – 03 – 02

В человеке должно быть все прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа и мысли.

Времена меняются, а нравственные проблемы всегда те же. Что такое добро? В чем счастье человека? Где истина? Эти вопросы постоянно возникают перед человеком. И человек их решает в меру своих духовных сил и нравственных принципов.

Художественная литература обладает неоценимым качеством: она заражает нас высокой художественностью, очищает душу, заставляет задуматься над жизнью. Великие русские писатели учат нас отделять добро от зла, подлинно прекрасное от внешней красивости, искренность от фальши. Романы Тургенева, Толстого, Достоевского, поэзия Пушкина Лермонтова, Некрасова, драматургия Островского, рассказы, повести и пьесы Чехова служат воспитанию наших чувств в самом высоком смысле. Одним словом: классики учат нас жить.

В восьмидесятые годы 19 века вошел в русскую литературу талантливый писатель. Его перу принадлежат замечательные рассказы и повести. Краткие по форме, они несли в себе большой смысл, тем самым доказывая непреложность чеховского афоризма. «Краткость-сестра таланта». В своих небольших рассказах Чехов ставил большие проблемы современности, глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Писатель с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что отразило общий кризис дворянско-буржуазной культуры.

родился в 1860 году, его рождение практически совпало с реформой 1861года, и формирование личности писателя шло уже в послереформенной России, состояние которой он прекрасно изобразил в своих произведениях. Все творчество делится на две части: раннее и позднее, они различны. Ранний Чехов плодовит, он еще не задумывается над закономерностями жизни, а просто высмеивает ее уродливые стороны, в его рассказах и повестях нет глубины образов. Он описывает многообразие российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно-бытовые и общественные явления. («Жизнь прекрасна», «Смерть чиновника», «Руководство для желающих жениться» и др.). Поздний Чехов 80х 90х годов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общества. Характеры героев становятся острее и четче. разоблачает тупого, сонного обывателя России, показывая его тусклую жизнь, невежественность, дикость и жестокость.

При подготовке к работе я изучила литературу о жизни и творчестве Чехова в целом, его труды и, исследовав все это в совокупности, открыла для себя отличие произведений этого автора от других, которые я связываю с тем, что Чехов был не только писателем, сатириком, юмористом, он был еще и врачом.

Закончив гимназию, Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета. А получив диплом врача, устраивается на работу в Подмосковье и пишет диссертацию на тему. «Врачебное дело в России ». Он тщательно изучает материалы по народной медицине. русские летописи. Труд остался незаконченным, но многое дал Чехову-писателю. Доктора становятся главными героями его произведений, да и психологию своих персонажей он описывает с чисто медицинской тщательностью. Даже незнакомым с биографией Чехова читателям будет понятно, что писатель, создавший такие произведение, как «Палата № 6», «Случай из практики», «Скучная история», Припадок»,- врач по профессии.

Медицинская практика, несомненно, расширила и жизненный опыт писателя: ведь к нему шли не только с разными заболеваниями, но и с разными судьбами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в чеховских произведениях встречаются люди самых разных характеров и социальных кругов. Правда, критики, часто ставили в вину Чехову то обстоятельство, что в своих рассказах он изображает мрачный и неприглядный мир, в котором нет места «живому человеку», как будто этот мир видится глазами больного. Однако, писатель по своей натуре был веселым и жизнерадостным человеком. Он был привязан к своей семье, любил сестру и братьев. В 1982 году чехов перестал заниматься врачебной практикой и купил имение Мелихово под Москвой. Попечитель сельского училища, он на свои средства построил школу, помогал голодающим. Во время эпидемии холеры писатель работал как участковый санитарный врач. Правда, он отказался от любимого вознаграждения за этот свой труд, чтобы не связывать себя какими-либо обязательствами. Не мог забыть Чехов и времена своей врачебной практики, когда количество больных в сезон доходило у врача Чехова до тысячи.

На исходе 80-х годов Чехов испытывает неудовлетворенность собственными «малыми делами» - медицинской практикой в провинции, строительством школ и библиотек. Ему начинает казаться, что он остановился в своем развитии и не видит никаких дальнейших перспектив. Под впечатлением этих пессимистических настроений Чехов решает отправиться на Сахалин. В апреле 1980 г. Писатель через Казань, Пермь, Тюмень и Томск отправился к берегам Тихого океана. Уже больной чахоткой, в весеннюю распутицу о проехал на лошадях четыре с половиной тысячи верст и лишь и прибыл на Сахалин. То, что но увидел по пути на Сахалин и на самом острове, потрясло его.

Существование обитающих там людей даже трудно было назвать жизнью. Никогда прежде писателю еще не приходилось встречаться с такой беспросветной нуждой, дикостью и полнейшим произволом властей. И объяснить выражение мыслей в произведениях Чехова одними социальными причинами, происхождением героя, средой, его воспитавшей и сформировавшей, невозможно. Речь тут должна идти о странном устройстве человеческого сознания, которое далеко не всегда способно быть гибким, живым, подвижным, восприимчивым ко всему новому. Чаще бывает наоборот. сознание человека замыкается на каком-то одном представлении, одной идее, и сквозь эту узкую призму он смотрит на мир, бесконечно упрощая представление о нем.

М. Горький, говоря о творчестве Чехова, подчеркнул. «Никто до него не мог так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденности».

И, несомненно, только психология врача могла выявить то нравственное уродство, проникшее во все слои общества. В каких только формах не встречается в рассказах Чехова эта потеря человеческого в человеке. Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдает от того, что в болоте обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества.

Внутренняя жизнь человека, как известно, развивается в тесном общении с внешним миром. Чехов всегда учитывает, эту зависимость, она у него определяет весь облик героя - и индивидуальный характер личности, и духовные ее запросы. В зрелом возрасте отношение человека к миру уже вполне определяется. Чехов, развивая в новую эпоху и новой социальной почве известную антитезу. « Средь мира дальнего, для сердца вольного есть два пути»,- намечает два противоположных отношения человека к окружающей его действительности. Одно - интересное, когда человек подчиняется слепой власти быта и теряет волю к сопротивлению, другое отношение активное - оно призывает человека к более высоким сферам человеческого духа.

Изображая судьбу героев, и их отношение к жизни, писатель доводил до сознания своих читателей идею необходимости и нравственно чистой жизни. Мысли о такой жизни неизбежно возникали у читателей под впечатлением горького опыта, духовного угасания личности.

Осуждению духовного застоя, убожества обывательской жизни, собственнического счастья посвящена « Маленькая трилогия», включающая рассказы «Человек в футляре», « Крыжовник», «О любви». Герои этих рассказов отказываются от любви, от общественных идеалов, а это влечет за собой их моральное падение.

Омертвление человеческой души - самое страшное возмездие, которое воздает жизнь за приспособленчество. Главный герой рассказа Чехова « Человек в футляре» Беликов прежде всего сам пребывает в постоянном страхе: «как бы чего не вышло».Детали в поведении героя, отмеченные художником в момент, когда тот покидает дом, и выходит на улицу, от которой ждет одних козней, сразу врезаются в нашу память, как первое и очень сильное впечатление от футлярного человека. Казалось бы, такой человек, как Беликов, страшась улицы, у себя дома должен чувствовать себя вне опасности. Но Беликову и дома не лучше, чем на улице. Здесь в его распоряжении не менее изощренный подбор предметов охранительного назначения. Как бы не повредились вещи - и на всякий случай часы, перочинный ножик Беликов держит в чехле. Итак, весь смысл жизни Беликова в энергичной защите от внешнего мира, от реальной жизни.

Беликов испытывал страх не только перед реальным бытом, еще страшнее для него было любое проявление живой мысли, поэтому ему были по душе всякие официальные циркуляры, их надо было выполнять не думая и не рассуждая. Особенно они были ему милы, если в них содержались запрещения. Однако Беликов изменился под слиянием тусклого, робкого огонька - подобия любовного чувства, вспыхнувшего в его душе при встрече с хохотушкой Варенькой.

Но это изменение было внешним. «…Решение жениться подействовало на него как-то болезненно. он похудел, побледнел и, казалось, еще глубже ушел в свой футляр». С нового «как бы чего не вышло» началась самая первая мысль Беликова о женитьбе на Вареньке, этим футлярным соображением в конце концов было раздавлено подобие влюбленности в его душе. Первый и последний раз для героя это опасение оказалось не напрасным: желание жениться обернулось для него смертью.

Его смерть-расплата за ложное, мертвенное мировоззрение, потому что в ней нет ничего трагического. Недаром лицо Беликова в гробу « было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что его наконец положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет.» Жизнь и после его похорон осталась такой же, как и была - «не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне.»

Незначительный чиновник казенной палаты, Николай Иванович Чимша Гималайский / в рассказе « Крыжовник» /, детство которого прошло в маленьком имении, томился в канцелярии и все мечтал опять попасть в деревню. Тоска по деревне понемногу превратилась в ненавязчивую идею - купить «усадебку» с крыжовником. На осуществление этой цели была истрачена молодость, ей в жертву была принесена жизнь супруги, на которой Николай Иванович женился из-за денег для покупки усадьбы. На любовь он уже был не способен, ведь в нем заглохли все чувства, кроме одного - желания стать землевладельцем. И вот результат - это уже « не прежний робкий бедняга- чиновник, а настоящий помещик, барин».Он изменился внешне-«постарел, располнел, обрюзг». Изменился и внутренне –стал неуживчив, высокомерен и говорил важно, точно министр. Душевное очерствение Николая Ивановича тем разительнее, что от природы это был добрый, мягкий человек и поначалу его тоска по деревне могла даже показаться поэтической и вызвать сочувствие: сидя годами в казенной палате он рвался на волю, на свежий воздух, грезил деревенской тишиной…

Мера душевного оскудения человека определяется, в частности, его отношением к прошлому. Николай Иванович, поселившись в усадьбе, забывает, что его отец был солдат, а дед-крестьянин, и хвастает дворянством: «Мы-дворяне», « я как дворянин». И этот вариант футлярного существования не только смешон, но и страшен. Страшно превращение человека в животное. Ещестрашнее его стремление подчинить себе окружающих. вообразил себя благодетелем мужиков. лечит их от всех болезней касторкой и содой, в день своих именин ставит им полведра водки. и пьяные кричат « ура», кланяясь барину в ноги. Николай Иванович говорит с искренним убеждением. «Меня народ любит. Стоит мне только пальцем шевельнуть и для меня народ сделает все, что я захочу.»

О разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» да и вся жизнь милого интеллигентного человека, говорит Чехов в рассказе « О любви».Герой этого рассказа – помещик Алехин, человек неплохой и не глупый - опустился, погряз в мелких, хозяйственных хлопотах. Герой обвиняет себя в нерешительности, его рассказ вроде бы подтверждает его самообвинение. Алехин доказывает: он сомневался, колебался, размышлял, когда любящие сердца навсегда потеряны друг для друга. Повествование героя делает ощутимой необходимость действия.

Полюбив замужнюю женщину, убедившись, что и она его любит, Алехин спрашивает себя: «Куда бы я мог увести ее. Ведь из одной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в такую же, или еще более будничную… Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти, или, просто, если бы мы разлюбили друг друга?» Герой типа Алехина испытывает разлад, он внутренне противится тому, что мог бы, что даже намеревается сделать, то есть поступить просто и решительно. Слабый, робкий, нерешительный, он не делал ничего дурного, всегда - и во всем имении, и в делах любви неизменно поступал, как добропорядочный человек, твердо стоявший на позиции общепринятой морали. И вновь следование общепринятому представлению о добропорядочности ведет человека, незаметно для него самого, к падению, катастрофически обедняет, опустошает его жизнь.

Своей « Маленькой трилогией» Чехов подводит читателя к неизбежному выводу, прозвучавшему в словах одного из героев: « Видеть и слышать, как лгут… и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь, сносишь обид, унижения, не сметь лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишки, которому грош цена,- нет, больше жить так невозможно.».

Данная трилогия призывает к активному вмешательству в жизнь. В рассказе « Ионыч», который близок по тематике к « Маленькой трилогии», Чехов раскрывает общественные причины духовного осуждения значительной части интеллигенции России в 90-е годы.

Герой рассказа –Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач, мечтающий честно служить людям. Милый и приятный молодой человек, он ненавидит обывательщину. Но поселившись в городе, где самые приятные и образованные люди оказываются мелкими, ограниченными, пошлыми. Старцев не нашел в себе сил противостоять застою, косности, мещанству. Все повествование писателя развертывается так, чтобы показать, как постепенно опустошается душа Старцева, превращаясь из интеллигента в обывателя.

Главным развлечением доктора, « в которое он втянулся незаметно, мало-помалу» было по вечерам вынимать из карманов бумажки, а потом, когда денег стало слишком много, рассматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его, он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег. Превращение этого, поначалу энергичного молодого человека, полного неясных, но светлых надежды, в неповоротливого и озлобленного брюзгу Чехов останавливается очень подробно, вникая в изменения, которые постепенно происходят в образе жизни и образе мыслей героя. К Концу рассказа Старцев не только разбогател и забыл годы своего бедного существования, но и из его сознания исчезло и более существенное обстоятельство - то, что он в молодые годы любил дочь Туркиных Екатерину Ивановну. Теперь же упоминание фамилии Туркиных у Ионыча вызывает только одну ассоциацию, связанную с игрой Екатерины Ивановны:» Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?»- вот все, что осталось у Ионыча от любви, которая когда-то причиняла ему столько радости и боли.

Как не похож этот разжиревший и уже старый душой Ионыч на еще неустроенного в жизни молодого Старцева! Подобно тому, как изменился голос его-он стал тонким и резким « от того, что горло заплыло жиром»,- изменилась и его душа, словно она тоже заплыла жиром. Бездуховность, на которую добровольно обрек себя Ионыч, исключила его из числа живых людей, лишила его способности думать и чувствовать.

Такие герои Чехова, как Ионыч, добровольно обрекли себя на неинтересное животное существование. Они тупеют, утрачивая то человеческое, чем их наделила природа. Но сами они обычно довольны собой и не испытывают угрызение совести: просто не замечают, что лишились главного - живой души. Так завершился процесс превращения неглупого человека в стяжателя, довольствующегося тусклой, обыденной жизнью. Виновата среда, в которой нет места живым интересам, но виноват и сам герой, не сумевший противостоять обывательскому окружению. Прежде обыватели чувствовали в Старцеве что-то чужое и звали его за спиной « поляк надутый», теперь же его по родственному зовут Ионыч. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей.

Всей логикой рассказа Чехов убеждает нас: ужасна мещанская среда, но человек достоин имени человека лишь в том случае, если он борется против ее влияния, если он противопоставляет ей свое человеческое «я». Благородная цель в жизни, любимая работа не становятся для многих современных людей основой существования. Стремление к сытости и покою порой оказывается сильнее. В этом причина нравственного падения людей. Жалуясь на окружающую среду, человек, мирится с нею. Его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей.

Наиболее грустное, даже неприятное впечатление производит нравственное падение человека, если оно совершается на фоне его личного благополучия и полного довольства собой. написал историю новой формы социальной болезни, которую давно изучала русская литература,- духовной деградации, ренегатства. В рассказе « Ионыч» словно звучит призыв Чехова не поддаваться губительному влиянию уродливой среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости, не предавать любви, беречь в себе человека.

В основе рассказа « Попрыгунья» писатель раскрывает красоту человека, призывает верить в него. Он нарисовал образ взбалмошной женщины, неразборчивой в своих увлечениях. Делитанское увлечение искусством, флирт с художниками - вот содержание ее жизни. Причем она не способна разбираться в людях, ее кумир, художник Рябовский, в сущности бездарен. Он нарисован сатирически. Искусственны и театральны его речь, жесты, отношение к людям. А действительно талантливого человека –своего мужа, Дымова-Ольга Ивановна просмотрела. Лишь после смерти Дымова она поняла, что это был за человек. Чехов с большой симпатией описывает подлинного труженика науки, талантливого ученого Дымова. Рассказ сначала назывался « Великий человек».

В этом произведении Чехов отстаивает еще одну мысль: не следует искать героя необыкновенного, нужно видеть красоту в простом, обыкновенном человеке. Ольга Ивановна, просмотревшая в Дымове человека, хотела бы вернуть мужа к жизни. Но идеалы ее остались неизменны. « Она хотела объяснить ему… что он редкий, необыкновенный, великий человек и что она будет всю жизнь благоветь перед ним, молиться и испытывать священный страх…». Этими словами Ольги Ивановны писатель показывает, что она осталась прежней « попрыгуньей», стремящейся к « великим», необыкновенным людям. Не случайно Чехов передает мысли героини, смотрящей на друга умершего мужа, Коростылева. « Неужели не скучно быть простым, ничем не замечательным, неизвестным человеком, да еще с таким помятым лицом и с дурными манерами?»

Смерть Дымова потрясает, она вызывает непереносимую горечь, ненависть к миру, где процветает пошлость, и гибнет подлинное великое.

Рассказы отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе « Тоска» кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иона Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих пассажиров. На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждет. Вот уже целую неделю он живет как в полусне. у него умер сын.

Трагедия Иона никого не интересует: ни военного, ни праздношатающуюся молодежь, ни человека его же сословия-извозчика. Ион Потапов никому не интересен, его распирающую душу боль никому не нужна. Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены, только Иону некуда спешить. Он одинок, печален, погружен в раздумья. Смерть ошиблась, « дверью обозналась», забрала наследника. Который « настоящий извозчик был». После нескольких попыток излить душу посторонним людям, Потапов понимает, что в горе сочувствующих нет и не будет, люди замыкаются, они хотят чего угодно, но только не разговоров о чьей –либо смерти. Люди не хотят думать о бренности, они бездумно снуют по миру, надеясь, что удача их убережет, они найдут свое место в жизни, и что им за дело до смерти какого-то человека.

Отсутствие душевности, отзывчивости, понимания - проблема не только X1X века, но и нынешнего. Ион Потапов тот же водитель такси, у которого трагически погиб сын. Найдет ли он отзыв в душах современных пассажиров? Думаю, нет. У Иона «тоска громадная, не знающая границ», таковы же и безграничны черствость и равнодушие окружающих. Зима. Падает снег. Он растает, когда станет теплее, от него не останется и следа. Тоска Иона тоже рассеется, если найдет теплый отзыв и участие. Да, останется боль утраты, как воспоминание о былом снегопаде, но можно будет жить, заботясь о лошади, спокойно думать о своей смерти.

Кому может выплакаться Ион? Только живой душе, только она способна понять горе другого. Ион нашел такого молчаливого друга - своего напарника-лошадь, старую, заезженную, уставшую от работы, которая может только дохнуть теплом своим на руки хозяина.

- тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

В своих рассказах Чехов, как правило, пытается проследить жизнь отдельно взятого человека. Писателю удалось показать, как под влиянием пошлой, обывательской среды меняются взгляды, убеждения и, наконец, сама жизнь его героев. По Чехову, каждый человек сам несет ответственность за свою судьбу, и никакие жизненные удобства не должны влиять на его выбор. Герои многих рассказов. попав в атмосферу мещанства, перестают бороться, действовать, смиряются с жизнью. Рассказ «Скучная история» повествует о драматичной судьбе профессора Николая Степановича. Герой талантлив, обладает обаянием, юмором, знаниями. Но и его подстерегла «житейская катастрофа». Только на склоне лет Николай Степанович убедился в отсутствии у него четких представлений о смысле жизни и труда. Он понял, что без таких представлений жизнь бессмысленна.

Жизнь многих чеховских героев могла бы сложиться по-иному, но они сами предпочли обывательскую жизнь свободной, смелой деятельности. Писатель в своих произведениях призывает не поддаваться губительному влиянию уродливой среды, не предавать светлых идеалов молодой любви, беречь в себе человека, найти свое дело. «Без труда не может быть чистой и радостной жизни», - говорит герой рассказа «Три года» Лаптев. Любимый труд - великое счастье, в чем и признается чеховский герой Егор Семеныч из произведения «Черный монах».

Драматизм рассказов Чехова часто состоит в том, что люди, в них представленные, даже не понимают бессмысленности своего существования. Вот один из наиболее грустных рассказов «Приданое». Рассказчик трижды, с интервалами в несколько лет, попадает в маленький городской домик. Обитательницы его, мать и дочь Чикомасовы, с утра до ночи шьют приданое для Манечки. Сначала ей девятнадцать лет, потом она - перестарок. Наконец ее уже нет на свете. А мать все продолжает шитье. Замужество становится все большей абстракцией. отговоркой и оправданием в явно бессмысленной работе. Этим женщинам не может прийти в голову вопрос о назначении жизни.

Анализ произведений великого мастера художественного слова можно было бы продолжить. Ведь Чехову ненавистны как чванливые, толстые, дослужившиеся до советника и миллионщики, так и забитая мелюзга, трепещущая перед начальством. Это и чиновники, и полицейские и надзиратели и трусливые людишки, уродливо меняющие спины в поклонах, превращающиеся в шутов ради рабского угождения к более удачливым и более сильным. Они шепчут, бормочат, выражаясь большими междометиями, но боясь сказать свое личное мнение. В творчестве гуманного по профессии человека врача воплощена светлая мечта о здоровом, осмысленном существовании, о духовной красоте человека, о труде, как основе справедливой и честной жизни. « Если только вдуматься в то, что вы пишите,- говорила Чехову одна из его читательниц,- то можно или с ума сойти, или сделаться честнейшим человеком, другого исхода нет.»

хотел, чтобы у каждого человека были высокие нравственные идеалы, чтобы каждый воспитывал себя: избавлялся от недостатков, повышал культуру. Высшим злом Чехов считал ложь. Он писал. « Не лгать в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего». А чтобы не погрязнуть в пошлости необходим честный, творческий труд. Ведь без труда не может быть чистой и радостной жизни.

« Если в жизни есть смысл и цель, - то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем то более разумном и великом. Делайте добро»-так говорит один из его героев. Так учит нас Чехов, учит доброму и светлому, вечному и чистому.

Чехова остается востребованным на протяжении многих десятилетий. Его произведения активно входят в духовный мир читателя, обогащая его идейными, нравственными, эстетическими ценностями, необходимыми для формирования гармоничной личности. Чехов затрагивал в своих рассказах, повестях, пьесах множество актуальных тем для современного времени: темы судьбы России, интеллигенции, детства, крестьянства, чинопочитания, пошлости общества, - а также ряд вечных тем: любви, человеческого счастья, смысла жизни. Произведения его просты и лаконичны по форме и стилю, но содержат в себе глубокие вопросы бытия .

Творчество прозаика остается современным, т. к. в наше время людей продолжают волновать вечные вопросы нравственности. Остались актуальными и социальные вопросы: обывательщины, пошлости, чинопочитания и др. Особенно важно увидеть в творчестве писателя эти проблемы не только взрослым читателям, но и нам, подрастающему поколению.

всегда привлекал внимание критиков и литературоведов, но до конца загадка его творчества неразгаданна. С каждым новым прочтением его произведений читатели открывают новые, еще неизведанные стороны его прекрасного, загадочного мира. Сколько написано статей, докладов, книг, монографий, и все же никому не удалось найти однозначного решения многих проблем, которые поставлены Чеховым в его творчестве. И вот прошло уже 150 лет со дня рождения Антона Павловича, но герои его произведений так близки нам. Мне очень близок Чехов, и я ценю его выше других классиков. Ведь есть же другой мир! Мир, где люди творят, страдают, ошибаются, создают, сочиняют, мучаются, но они живут в полную силу, а не прозябают. Только там есть жизнь, где есть великая цель, где в работе люди находят удовлетворение, где человек живет не для себя, а для людей.

И мне, вслед за Чеховым, хотелось бы повторить его слова: «Если бы каждый человек сделал на земле все, что мог, как прекрасна была бы наша земля!»

1. В. Кулешов «Жизнь и творчество »

2. М. Громов «Книга о Чехове»

3. «. Идейные и творческие искания»

4. Сборник сочинений

1. http://ru. wikipedia. org/wiki/

Поделиться